Тень Черного Зверя
Зверь всегда видит больше.
Я эту книгу долго и старательно предвкушала. А потом не менее долго и вяло читала, потому что сей труд обманул все мои ожидания, какие только можно и нельзя.
В названии книги я изначально зацепилась за слово "люди", и тут же для себя решила, что исследование ориентировано на повседневность эпохи викингов: быт, культура, костюм, отношения в обществе... Да, вот все эти вкусные темы, по которым не так просто что-то новое найти. А теперь, внимание! Ничего этого нам Хейвуд предложить не может, в чём честно признаётся уже во введении. Перед нами краткая, очень просто (иногда хочется сказать примитивно) написанная хронология походов викингов.



Если вы много читали по вопросу, то вы знаете гораздо больше, чем может предложить вам Хейвуд. Главки в его труде маленькие, события описаны сжато и сухо, источники цитируются минимально. Читать Гуревича, Успенского, Арбмана несколько сложнее для новичка, но в разы вкуснее, привлекательнее, более познавательно.
Но и для первого знакомства с эпохой викингов книга подойдёт мало. Просто потому, что новичок утонет в сухо пересказанных фактах, не соприкоснётся с культурным своеобразием эпохи, и вообще может до викингов не дочитать, потому что первая глава-это краткий обзор античных источников по Скандинавии и очень краткая и путанная предыстория эпохи викингов.
Сама по себе тема интересная и богатая, но автор её едва касается.
Но что мне не понравилось в книге больше всего, автор постоянно оценивает скандинавов раннего средневековья с современных моральных позиций. Что вообще-то для историка недопустимо. "Примитивные", "жестокие", "войнолюбивые" - любимые эпитеты автора, щедро рассыпанные по всему тексту. При этом экономические и географические предпосылки, сформировавшие специфический северный менталитет, даны как нечто незначительное. По Хейвуду викингам убивать и грабить приходилось не потому, что скудная северная природа не могла прокормить возросшее население, а потому, что они были "воинственные". Не наоборот ли? Не потому ли воинственные, что еду легче отнять у соседа, чем вырастить у себя?
Для примера несколько цитат из книги.

И всё же эпоха викингов была полна насилия: их торговля питалась военными трофеями, особенно пленниками, а основанию мирных колоний предшествовали кровавые завоевания.

Автор знает какую-то культуру в которой было иначе? Видимо, финикийцы, греки, египтяне и римляне не совершали военных экспедиций к соседям и работорговлей не занимались...
Или вот ещё прекрасное...

Главными летописцами средневековой Европы были монахи, а поскольку они часто становились жертвами викингов, то много писали о чинившихся ими грабежах, разорении городов и захвате пленников (не особо распространяясь об изнасилованиях,видимо потому, что для них, мужчин, викинги хотя бы в этом смысле не представляли особой опасности).

И вот тут я вообще перестаю понимать, что мне хочет сказать господин Хейвуд. Он вообще много, к месту и не к месту цепляется к тому, что викинги насиловали женщин на захваченных территориях. Как любая армия любой эпохи, а ещё тех же женщин насиловали их соотечественники, куда чаще. Хейвуд не приводит нам слова средневековых монахов о том, что женщины часто сами сожительствуют с норманнами в надежде на щедрые дары с их стороны. Это же разрушит образ дикого, кровожадного варвара, лишающего невинности прелестную деву, хорошо, если не симпатичного монаха... Мда.
А ещё, прелести этой вакханалии добавляет перевод. Как вам вороны Одина по имени Гугин и Мумин ?
Есть ещё вот такое прелестное суждение.

Как любой норманнский вождь, Один имел личную дружину воинов, энхейриев, набранных из числа храбрейших воинов, павших в бою.

Как я ни вертела это предложение, у меня упорно получалось, что любой заштатный ярл обладает несметными дружинами бессмертных героев. Ух ты! Так никакой Рагнарёк не страшен!
Вот этот горе-труд хорошо использовать только как справочник по фактам и географии эпохи викингов. Факты и даты даны сжато, наличествуют карты. Если вдруг из головы выпала дата, имя или название, то можно быстро найти у Хейвуда.
Вот за эту справочную ценность ставлю три балла. А самостоятельной научной или даже познавательной ценности книга Хейвуда не имеет. Всё это уже написано другими авторами куда полнее и интереснее, и без обвинений викингов в аморальности.

@музыка: нездоровый смех

@настроение: а давай его топориком?!

@темы: Скандинавия, дубовый бор, книги, про читанное