02:29 

Чайный обмен и странная книга

Тень Черного Зверя
Зверь всегда видит больше.
Осень для меня тепла и легка в этот год. Нравится, как сладко и тленно пахнут руки, в которых лежит букет листьев, нравится небо, неожиданно высокое и свободное от дождей. И особенного осеннего уюта тоже много. Как никогда вовремя чай, какао и кофе. И шоколад, конечно. Вдумчиво дегустирую тёмный шоколад с ягодами и лесным орехом. Нравится. У сушёной клубники медное послевкусие, и смородина совсем не мешает. Ведь не люблю её. Но она и не чувствуется.
Кто задумчиво пьёт какао, читая "Некрофила" Виткоп, тот я. Надо сказать, что какао вкуснее.

Эта книга ужасна? Да, несомненно. Эта книга прекрасна? И снова ответ будет "да".
Книги Виткоп трудно читать, но ещё труднее про них что-то писать. Как ни старайся, отзыв будет окрашен эмоциями (сильными и не всегда приятными), как ни изворачивайся, хваля или ругая, напишешь не столько о книге, сколько о себе. О своём восприятии морали, порока, страсти, да просто мира вокруг. И вот, я тоже пытаюсь писать. Вроде бы про книгу, но на самом деле, про то, как я её восприняла.
Начну с того, что у госпожи Виткоп есть стиль. И этот стиль, умение управлять словами, сплетать из них кружева и возводить немыслимые дворцы, не может не очаровывать. Но ровно до тех пор, пока кружевная лента не затянется удавкой на горле, а чудесные дворцы не обернутся грудой камня и кости. Если вы считаете, что "стиль оправдывает всё", то читайте непременно.
Но если важно не только как написано, но и что, вот тут стоит остеречься.
Если честно, я так и не нашла для себя ответа, почему автор выбрал предметом своего творчества насилие в самых гнусных его формах и эстетику разложения. Что это? Попытка сплясать на костях дряхлеющих ценностей христианской цивилизации? Но автор не предлагает им альтернативы. А без этого подобный танец теряет свою зажигательность и соль.
Тогда, кормление внутренних демонов с руки? Вот в это верится больше. И такой подход я неизменно уважаю. В книгах Виткоп проступает не столько желание, сколько замещающий его страх. Особенно заметен карикатурный для стороннего человека, но важный и непреодолимый для самого автора страх перед материнством, родами, детьми. И всё бы ничего, каждый имеет право на страх, но в текстах автора он отражается сценами дикого насилия над детьми. Мне их читать было откровенно тяжело и гадко. И это основная причина, по которой я не могу поставить книге высокую оценку. Насилие само по себе редко эстетично. А когда оно направлено на тех, кто не может дать достойный ответ -это уже просто несправедливо и омерзительно.
***
Напишу только о тех произведениях сборника, которые смогли мне понравиться. Ненадолго, местами, но понравились.
Убийство по-венециански
Я уже очень давно искала художественное произведение, пропитанное атмосферой Венеции и Венецианского карнавала.
В отдельные моменты у меня просто голова кружилась от того, сколько тонких, тактильных и ярких штрихов Виткоп вплела в своё описание Венеции. У неё она грязная, хтоническая, ветшающая, но неизменно прекрасная. Именно в этом произведении можно оценить мастерство Виткоп в подборе цвета.
Ещё,это немного детектив. Невозможно сразу угадать, кто стоит за всеми этими смертями. А вот теперь о неприятном. Смертей будет много, и каждая агония будет описана подробно, дотошно и омерзительно.
***
Некрофил
Как ни странно, в заглавном произведении эстетики больше, а мерзости меньше. И есть пронзительная, очень сильная печаль, принятие своего удела и практически христианское смирение с потерей. Когда-то я уже читала "Некрофила" в попытке понять влечение к мёртвым. Но только укрепилась во мнении, что оно неестественно и недопустимо.
Перечитывая, в очередной раз удивлялась умению Виткоп эстетично описывать то, что в реальности омерзительно. Описания в книге красивы ровно до тех пор, пока их не отодвинешь в сторону, и не попытаешься представить то же самое "своими словами". Тогда и становится ясно, что все красивости текста Виткоп- ложные.
Да, все произведения Виткоп обладают болезненной, хорошо выраженной кинестетичностью восприятия. Но это не та кинестетика, в которую хочется погружаться, не те ощущения, которые хочется испытать и запомнить. Романы Виткоп хорошо показывают, минусы кинестетики как основного канала восприятия мира.
А теперь немного об оценке, которую я поставила книге. Если говорить о стиле, о красоте языка, то это неизбежная пятёрка.
Если же обратиться к переживаниям и ощущениям, которые я испытывала при чтении, то это не менее неизбежные два балла.
Поэтому оценка нейтральная.
Если коротко, мне нравится как написано, но не нравится про что написано.
Книга для очень узкого круга ценителей стиля и эстетики отвратительного.
5 из 10

Ну, а вечером у нас случились большие и дружные посиделки. Жаль, короткие. С .Leon. мы произвели обмен чаями. Она получила порцию зелёного чая с шоколадом и сливками, а я- чудесный травяной сбор с лепестками лилии, листом грецкого ореха и Боги знают чем ещё.
Пахнет завлекательно и сладко.Завтра буду заваривать.

@настроение: собирать тепло

@темы: чай, про читанное, портрет одного настроения, осень, книги, ПЧ

URL
Комментарии
2016-10-11 в 21:38 

фрау Рэтхен и ко
Мы вам покажем драму "Пиф-паф"
Так впечатлил твой отзыв, что не могла не посмотреть немножко: очень уж стало интересно, как возможно такое сочетание в принципе.
Читать откровенно не смогла, но странным образом натолкнуло в нужную сторону в собственном тексте... так, чтоб это было красиво.
Спасибо, что поделилась)

2016-10-12 в 00:14 

Тень Черного Зверя
Зверь всегда видит больше.
фрау Рэтхен и ко, это приятно, что мои отзывы впечатляют. Значит, я их не зря пишу :)

Читать откровенно не смогла
Да, читать госпожу Виткоп не все могут. Хотя чувство стиля и слова у неё... В общем, ей их раза три так отмерили, вместо положенного одного. Преклоняюсь, но любить не могу. И читаю очень редко и понемногу. В этот раз по флэшмобу читала.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Волчьи тенета

главная